3. ТЫ ЖЕЛАЛ ЛИШЬ ОДНОГО, ЛИШЬ ВПЕРЁД ТЫ РВАЛСЯ | |||||||||||
|
Выступая в таких клубах, как "Stonz" или "After Eight", Soilent Grün, тем не менее, сделали себе имя на берлинской сцене. Не последнюю роль в этой репутации играло однако то, что они были группой из "благородного" района Шпандау; такое мнение являлось большой ошибкой, потому что большую часть населения Шпандау составляли и составляют рабочие, и, к примеру, Бела вырос в рабочем посёлке. Несмотря на эти предрассудки, группа получила предложение выступить на антифашистском фестивале в "Kuckuck", кройцбергском клубе. В первом часе также должны были играть группы Stromsperre и Betoncombo, выходцы из так называемых гетто Кройцберг и Гропиусштадт, которые считали себя достаточно крутыми. Члены Betoncombo настаивали на том, чтобы Soilent Grün выступали первыми - для того, чтобы быстрее закончить с "этими тупыми шпандауерцами с их весёлыми песенками". (С группой Stromsperre после многих совместных выступлений Soilent Grün тесно сдружились.) ![]() В этот вечер, как обычно, было сообщено, что на клуб ожидается нападение нацистов. В соответствии с этим там царила возбуждённая атмосфера, и появилось, что было не менее обычным делом, несколько "сильных мира того". Они пришли не столько из-за музыки, сколько из-за ожидаемой потасовки, и выглядели разочарованными, когда нападения не случилось - хотя и это также бывало нередко. Неожиданно агрессоры нацелились на "богатеньких" шпандауерцев на сцене, которые вторглись в кройцбергский биотоп. Во время выступления Soilent Grün в первом ряду собралась толпа местных парней, намеревавшихся "убрать" группу со сцены. Те, кто играл на инструментах, были так или иначе стеснены в возможностях, поэтому как-то прореагировать и уладить ситуацию мог только певец. Бернд ван Хицен не сделал ничего подобного. От такого психологического напряжения басиста Хусси просто замкнуло. Он накинулся на бездействующего певца и начал его колотить. Бесспорно, при трезвом рассмотрении это была единственная возможность спастись: кройцбержцы были настолько ошеломлены, что позабыли о своих намерениях и растерянно наблюдали за этой бессмысленной дракой - выходка басиста спасла шкуру группе. Выступление в "Kuckuck" стало для Яна и Дирка вдвойне ключевым переживанием: в отношении певца и - что было серьёзнее - касательно их дальнейшего музыкального развития. Интеллектуально и по содержанию они начали отклоняться от догматического и часто псевдополитического поведения многих панков, у которых дела с преемственностью и либеральностью обстояли гораздо хуже, чем у тех людей, которых они презирали и били. Они решили, что лучше уж злая и нелепая песня "Маленькие детки хороши на вкус", чем сжатый, но пустой кулак. Ральф Рексин узнаёт в ограниченности кройцбержцев типично немецкие черты. Ральф Рексин: "Если кто-то в музыкальных кругах изобретёт что-то новое и пойдёт другим путём, его будут безжалостно критиковать. Это часть немецкой натуры." Друг Дирка Эдди Штэгман видит в нападках, которым подвергались Soilent Grün, человеческую слабость. Эдди Штэгман: "Человек всегда найдёт способ из зависти обвинить другого в своей неудовлетворённости и несостоятельности." Тогдашний ведущий на радио SFB Гельмут Ленерт соглашается с ним. Гельмут Ленерт: "Когда группа добивается успеха, им завидуют. Я не считаю предательством стиля альтернативу одновременно зарабатывать деньги и быть панком. Как и раньше, я думаю, что Die Ärzte были в большей степени панками, чем все остальные. Они были просто супер, другим было до них далеко. Поэтому они и имели такой успех." После концерта в "Kuckuck" нужно было ещё кое-что уладить, и Дирк с согласия Яна и Хусси сказал своему другу Бернду ван Хицену то, что давно уже нужно было сказать. По мнению Дирка, для панк-группы Бернд не годился, ни в качестве певца, ни в качестве фронтмэна. Конечно, выкинуть друга из группы было очень нелегко. Дружба не пережила такого шага. Soilent Grün нужен был новый певец. Как они натолкнулись на Романа Штойлоффа, никто точно не знает. Фарин: "Он повесил в прихожей две фотографии: на одной он лежит в ванной и делает укол себе в живот, на другой - в руку. Но он правда был диабетиком." Бела: "Его самым любимым приколом было сделать себе в метро иньекцию перед шокированными пассажирами и разыграть самую ужасную сцену из фильма "Мы дети зоопарка Банхоф". Кололся он обычно в руку." Этот Роман стал новым певцом Soilent Grün. Фарин: "У него были невероятно отвратительные подружки. Наша песня "Тюк с дерьмом" не случайно посвящена бывшей подружке Романа." Бела: "Однажды у него была одна, которая выглядела просто жутко. Потом он с ней порвал, и мы были дико рады. А после он пришёл с другой, которая была ещё отвратительней. Мы прозвали её - тюк с дерьмом." Но каким бы он там ни был, с Романом Штойлоффом группа опять была в полном составе. Дирк, Ян, Хусси и Роман курсировали между Берлином, Бременом и Брауншвайгом. Им всегда удавалось найти людей, которые соглашались подбросить их, куда нужно, при условии, что они заплатят за бензин. Одним из приключений их ранних туров был транзит через ГДР. На внутринемецких границах их постоянно обыскивали, причём служащие (на западных границах) выказывали невиданную прусскую обстоятельность. Пограничники ГДР, говорит Фарин, напротив "были, как ни странно, на нашей стороне: ведь панки были против (западной) системы, а значит, являлись союзниками - эта точка зрения изменилась, когда в Восточном Берлине появились панки, критикующие режим ГДР". Об одном курьёзном случае во время проверки на границе он просто не может не рассказать. Фарин: "У Хусси пограничники однажды нашли свечу для женщин. Весь диалог был такой: Пограничник (шарит по карманам в поисках наркотиков, оружия или какого-либо доказательства террористической деятельности, однако находит странный предмет): Что это? - держит в руке внутривагинальную свечу "Патентекс Овал". Хусси (усмехаясь): Это чтобы трахаться. Это были свечи для предохранения. После этого они перестали нас обыскивать." ![]() В первых записях Soilent Grün уже участвовал Роман Штойлофф. Речь идёт о сборнике "Лес и луга", выпущенном Graf Haufen, - малотиражном сборнике с нарезкой из репетиций и о "Die Fleisch EP". Том Шприндлер, владелец первого из специализировавшихся на хардкоре музыкальных магазинов под названием "Screen" подошёл к группе и спросил, не хотят ли они записать сингл под его лейблом. Ян тут же напечатал на машинке нечто, что он смело назвал контрактом. Дирк, который между тем начал учиться на декоратора у "Херти" (сеть супермаркетов), набросал в своём училище эскиз для оборотной стороны обложки "Fleisch EP". Его набросок содержал благодарности, пометки об авторских правах, представление членов группы и сведения об авторах музыки и текстов. По глупости он сделал это набросок на листе бумаги в клеточку. Позже выяснилось, что на клетчатой бумаге, с которой для печати обложки был сделана копия, почти ничего уже не разобрать. Теперь понятно, почему лицевая и оборотная сторона обложки выглядят одинаково и изображают спящего отца Йорга Буттгерайта, тогдашнего школьного друга Дирка. Йорг Буттгерайт: "Я им сказал, если уж пластинка называется "мясной" ("Fleisch EP"), тогда украсьте её моим папашкой. Вот уж он-то точно выглядит мясистым." ![]() Ещё в школе Дирк и Йорг Буттгерайт издавали журнальчик под названием "the incredible Pipel", было целых три выпуска с тиражом в 20 экземпляров, их вручную распространяли на концертах или, к примеру, продавали в "дерьмовом магазинчике" - магазине, который специализировался на панк-пластинках, журналах-фэнзинах и кассетах и принадлежал Wahrer Heino Йохену Хэнелю (касательно Йохена Хэнеля Фарин отсылает к биографии группы Die Toten Hosen). В первых трёх номерах "the incredible Pipel" были в основном комиксы и всё, связанное с панком, в частности, еретическая теория о том, что под личиной группы Residents скрывается известная группа Kiss, величайшими поклонниками которой с детства были два автора. Кроме того, появилось странное издание с заголовком "ET-Sex". На обложке была размещена иллюстрация той классической сцены из фильма "E.T." ("Инопланетянин"), над которой в своё время рыдали даже самые чёрствые зрители: когда светящийся палец инопланетянина касается маленького пальчика ребёнка. Правда, Дирк и Йорг Буттгерайт заменили детский палец на пенис, из которого вылетает сперма. ![]() В журнале "the incredible Pipel" Дирк занимался также рисованием комиксов. Так во втором номере появилась его история в картинках под названием "Эрвин". Йорг Буттгерайт: "Она практически послужила основой песни Soilent Grün "У Эрвина нет руг и ног"." Бела: "Журналы-фэнзины служили для того, чтобы информировать людей. В нашем журнале не было информации, только вздор и чепуха." ![]() Школьный друг Дирка был тогда увлечён кинематографией и снимал, главным образом на выходных, свои первые короткие фильмы. Теперь Буттгерайт является одним из самых известных авторов андеграудных (экспериментальных) ужастиков, и о нём существует уже три интернациональных биографии. Йорг Буттгерайт: "Мы тогда довольно усёрдно работали. За одни выходные фильм был уже готов." Дирк то и дело снимался в этих коротких фильмах. Результаты почти всегда невозможно было предугадать, и зачастую они были абсурдными. В "Manne" Дирк изображал пьяного футбольного болельщика, в "Cpt.Berlin" он сражался в качестве монстра с главным героем, в "Der Gollob" он играл учёного. Несколько лет спустя Бела умирает как гитарист рок-группы в удостоенном многих похвал фильме Буттгерайта "Der Todesking". Другой фильм назывался "Тенденция развития - панк-рокеры рассказывают о своей жизни". Некоторое время Дирк околачивался у Бернда ван Хицена с парочкой "голубых" авангардистов, которые постоянно снимали, и их шедевром был "Sinn Film" (в котором Дирк опять изображал пролетария "Manne"). Многое из этого стало доступно общественности из сборника "Й.Б. - Фильм", а также из видеоряда "Секс, насилие и хорошее настроение". На сборнике "Й.Б. - Фильм" были собраны разные коротенькие фильмы. Переходы от фильма к фильму были сделаны Дирком и Йоргом под именем Die Muschibärs в виде странных музыкальных номеров. Йорг Буттгерайт: "Там мы с Белой долбаем камнями по всему, что попадётся. Такое высмеивание группы Neubauten." В фильме "Прекрасные разрушения" вместе с Дирком перед камерой появляется Ян. Эту работу пару раз прокрутитли в неформальных киношках, и она так и не была пущена в прокат. Это был монтаж из сцен, в которых предметы бессмысленно уничтожались или взрывались. ![]() Йорг Буттгерайт: "Там есть такая сцена, в которой я разбиваю телевизор, а Ян в клетчатых брюках стоит где-то сверху и мочится в кинескоп." Влияние Йорга привело к тому, что Ян и Дирк сами сняли два пародийных "экспериментальных фильма": "Невероятно сумасшедшая связка ключей" и "Хорст - человек-насекомое". Оба фильма были однажды показаны на вечере Буттгерайта в "KZ36" и даже, по настоянию публики, дважды. Фильмы в формате Super-8 были, как и запись первого выступления Яна, утеряны. Своим первым полнометражным фильмом "Некромантика" Йоргу неожиданно удалось сделать мировой прорыв, и его чествовали в андеграудных кино-кругах всего мира. Бела: "Мы чудовищно гордились нашим Йоргом, который становился всё серьёзнее. Этого от него совсем не ожидали. В нашей тусовке он был гарантией хорошего настроения. Такой верзила метр девяносто ростом, сильный, но изображал из себя плюшевого мишку." Дороги Йорга и Дирка всё больше отдалялись друг от друга. В то время как Йорг всё серьёзнее занимался кинематографией, Дирк, под влиянием расширяющих восприятие наркотиков, преимущественно амфетаминов (таких как Speed - возбуждающий наркотик), праздновал своё взросление. Бела: "Это всё трудно было согласовать с Йоргом, который регулярно занимался таэквондо, не курил и не употреблял алкоголь." Но одну совместную любовь они не утратили - любовь к группе Kiss. Когда они в 1980 году приезжали в Гамбург, чтобы дать один из своих немногочисленных немецких концертов, Йорг хотел пойти туда вместе со своим другом Дирком. В тот же вечер в "SO36" выступала авангардистская группа Tuxedomoon, которая в соответствии с его новым окружением казалась Дирку гораздо прикольнее. Скрипя зубами, вспоминает он о том, какой группе отдал предпочтение. Бела: "Концерт Tuxedomoon был супер, можно было угрюмо пялиться по сторонам, но когда я теперь кому-нибудь об этом рассказываю, никому нафиг не интересно. Йорг же уже в 1980 году видел Kiss, счастливчик!" ![]() Ян и Дирк, как и прежде, оставались чрезвычайно конструктивными и продуктивными и с группой работали над новым синглом. Название группы было концепциональным. Оно касалось человеческого мяса, поэтому мини-пластинка должна была называться просто "Мясо" ("Fleisch"). Дирк сообщил это название их кредитору Тому Шпиндлеру, который его неправильно понял и из простого названия сделал "Die Fleisch EP" ("Мясная мини-пластинка"). Позже, при выпуске новых альбомов, проблемы такого рода у Die Ärzte возникали ещё чаще. Беда, как говорится, не приходит одна. Название пластинки было испорчено, и ещё они поругались в владельцем студии, в которой записывался сингл. Технику Soilent Grün не понравились. Кроме того, ему были даны указания от Тома Шпиндлера провести запись как можно быстрее и с небольшими затратами. По этим причинам песни в течение двух часов практически с первой попытки записывались вживую на восьмидорожечное устройство и в оставшиеся два часа сводились. При сведении группе присутствовать не разрешили. Через несколько дней они получили конечный продукт. Бела: "О, Боже, это просто нельзя было подвергать критике. Это была наша первая запись, жемчужина. Мы сохранили эти тогда столь важные для нас ребячества навсегда." Фарин: "Для меня это было просто супер! Это звучало отвратительно, выглядело дешёвкой, нигде не было информации ни о группе, ни об авторах - но это была наша пластинка!!! Умереть и не встать!" "Die Fleisch EP" был не только кульминацией двухлетней истории группы, но также поставил в ней финальную точку. Soilent Grün приобрели на своеобразный манер маленький культовый статус. Они больше не были довеском Кройцберга, они были создателями. Бела: "Мы даже устраивали два прослушивания. На одном пробовалась девочка, которая косила под Нину Хаген. Ей тогда было 13 лет, сегодня её зовут Пантера, и она танцовщица в Берлине. А потом пробовался ещё один тип в качестве перкуссиониста. Он вроде барабанил на горшках. Он нам понравился, но по стилю он не подходил. Его звали Мотте. Сегодня его знают как Dr.Motte, изобретателя "Парада любви". Да, что бы из нас могло получиться?" Конечно, все члены группы были горды тем, что у них теперь есть своя пластинка, но после этого наступила некоторая пресыщенность. Soilent Grün подошли к границе. Было только две возможности: сломать границу или идти в неизвестность новизны. Дирк и Ян выбрали второе, потому что противоречия внутри группы были уже чересчур сильны. Наверх |