9. СЕГОДНЯ НОЧЬЮ ВСЁ РЕШИТСЯ, ВО СТО КРАТ | |||||||||||
|
Несмотря на провальный концерт в "Tempodrom", Vielklang (бывший Schnick Schnack) продолжал свою организаторскую деятельность для Die Ärzte. Мацке: "Die Ärzte сказали: "Мы хотим стать богатыми и знаменитыми", ну а мы им на это: "Ясно, тогда вы обратились по адресу". Тогда никто не мог и подумать о том, каких масштабов это может достичь." Бела: "Мы как бы изображали из себя поп-звёзд. Это провоцировало." Но прежде чем это "достигло масштабов" и потекли денежки, Die Ärzte отправились в "Свинский тур", как назвал это Мацке. За небольшую плату они выступали в разных "отстойниках". Именно Мацке убедил Белу в том, что он должен больше находиться на переднем плане. Бела: "После какого-то концерта в "Loft", когда между мной и Фарином случился дикий словесный поединок, и мы практически только и делали, что трепались, Мацке подошёл ко мне и сказал, что видит в нас трёх фронтменов, и что мне с моими барабанами надо бы тоже выдвинуться вперёд." Мацке: "Бела тогда был настолько важной сценической фигурой, что было бы просто глупо прятать его за барабанами." После того, как тур по Южной Германии закончился, люди из Vielklang предложили на обратном пути в Берлин выступить ещё и в городе Хоф. Никакой платы за это не предвиделось, но обещали, по крайней мере, еду, ночлег и деньги на бензин. В пользу Хофа говорило ещё и то, что можно было прервать поездку и не преодолевать весь путь домой без остановок, и кроме того, Die Ärzte пользовались любой возможностью выступить на сцене и поэтому согласились. Это было типичное выступление того времени. На деле гостиница оказалась настоящим "клоповником", но другого выбора не было. Во всяком случае, у каждого была кровать. Клуб был предназначен для дискотек, на которой Die Ärzte установили своё немногочисленное оборудование, правда, установка Белы не подходила к усилителю. Но больших проблем это не создало. Коронным номером стали пришедшие. Хотя кое-кто и явился, но так как организаторы не сделали для концерта ни плаката, ни рекламы, многие любители дискотек не были расположены платить за неизвестную группу на 2 марки больше (Фарин: 5 марок вместо трёх, что-то вроде того). Но поскольку в Хофе было мало других альтернатив провести вечер, они заплатили. ![]() Так или иначе, набралось 120 человек, которые, впрочем, отошли от сцены на порядочное для такого выступления расстояние. Из-за величины помещения зрители находились почти в 20 метрах от сцены. Несмотря на это, Die Ärzte выложились на полную катушку, не теряя надежды на то, что публику удастся расшевелить. Но люди остались неподвижны с первой до последней песни. Никакие наезды на публику не смогли растопить лёд, искры не высекались. Наконец, один смельчак подошёл к сцене, бросил туда 10 пфеннингов и тотчас снова исчез. Концерт кончился известным приёмом "Мы выходим, если вы хлопаете", что тоже оставило всех равнодушными. Но у этого вечера мог быть конец и похуже: позже на танцполе Зани начал приставать к какой-то девушке, думая, что она его хочет. Этим он вызвал негодование у нескольких диско-мачо, которые не желали делить своих подружек с чужаками. К счастью, Фарин и Бела вовремя заметили, что там затевается, поэтому без церемоний подхватили его под руки и мигом вытащили на улицу. Отстойная гостиница, отстойный клуб, отстойная аудитория, а после этого отстойная вечеринка: этот концерт в Хофе был не последним экзаменом на пути Лучшей Группы в Мире. Тем временем в Берлине было объявлено о рок-конкурсе при поддержке сената. Ни в одном из других немецких городов местная музыкальная сцена не удостаивалась такого внимания со стороны властей. Для участия в этом соревновании нужно было предоставить кассету с тремя песнями, информацию о группе и фотографию. Кроме того, в случае победы, у исполнителей кроме этих трёх песен должен был быть ещё какой-то репертуар. Пяти группам-победительницам вручали по 10000 марок. На третьем конкурсе, в котором как раз принимали участие Die Ärzte, призовую сумму ещё поделили, чтобы поощрить больше групп. Первой четвёрке всё также полагалось по 10000 марок, а тем, кто займёт места с 5-го по 8-е по 2500 марок. Выигранные деньги можно было использовать только с определённой целью. В конце 1983 у Новой Немецкой Волны появились первые хиты, и немецкоязычная поп-музыка была у всех на устах. За год до этого конкурс выиграла группа под названием UKW, и их сингл "Летние веснушки" стал хитом. Этот конкурс существовал уже 10 лет, прежде чем Берлинский Сенат начал его курировать. Рок-конкурс был строго регламентирован. Перед самим конкурсом было пять отборочных вечеров, на которых выступало по три группы, отобранные жюри согласно присланным кассетам. У жюри в распоряжении была сумма в 100000 марок. Половину бюджета поглотили административные расходы, гонорары членов жюри и арендна плата за место проведения конкурса, в этот раз это был "Quartier Latin". Другая половина предназначалась группам. Многие музыканты считали это соревнование очень важным, потому что вместе с призом можно было завоевать внимание средств массовой информации. За участие Die Ärzte в первую очередь несла ответственность компания Vielklang. В глазах совладельцев лейбла они уже как бы выиграли, сама же группа была настроена скептически. С одной стороны у Die Ärzte были сомнения на счёт того, будет ли это соответствовать имиджу панка, если они примут эту "дотацию" от сената и станут сотрудничать с властями, а с другой стороны им не хотелось выйти из всего этого проигравшими. Ну и конечно, они могли бы грамотно распорядиться призовыми деньгами, даже если их предоставлял сенат. Не без самоуверенности Бела заявляет: Бела: "Конечно, было бы лучше, если бы их получили мы, чем ими бы спонсировали всякий мусор." Die Ärzte представили три композиции со своего сингла: "Любовь подростка", "Мой мишка" и "Грэйс Келли". Жюри, сплошь знатоки берлинской сцены, были хорошо знакомы с творческом Die Ärzte и поставили их в один из отборочных концертов. Одновременно с этим группа получила предложение играть на фестивале, систематичеки проходящем в Берлинском Свободном Университете под названием "Сила ночи". Хотя в перспективе они могли выиграть 2500 марок и выступить перед двухтысячной аудиторией, они согласились участвовать в этом концерте, назначенном на 5 ноября 1983 года. Вскоре после этого жюри конкурса назначило на тот же вечер отборочный концерт в "Quartier Latin". Изначально там должна была играть проживающая в Берлине африканская группа, но они ещё не вернулись из турне. Поэтому жюри без лишних церемоний поставили на их место Die Ärzte, хотя были осведомлены о чрезвычайно важном концерте в БСУ. Очевидно, не самые доброжелательные члены жюри решили оказать давление на группу и усложнить "любимчикам сцены" их задачу. Но остальные члены жюри глубоко привязались к Die Ärzte, как например, управляющая "Loft" Моника Дёринг. И жюри в итоге разрешили им выступать последними. Это означало, что Die Ärzte и в самом деле смогут сыграть два концерта за один вечер! Бела: "Для меня это означало остаться трезвым после первого выступления. Катастрофа!" Позже выяснилось, что африканская группа уже вернулась из тура, но хотела денёк отдохнуть. Причины того, что репутация Die Ärzte ухудшалась, были самыми разными. В Берлине сложилось множество невероятных историй, которые касались прежде всего правдоподобности группы. То, что панк-рокеры имеют успех и тем более зарабатывают деньги, не давало спокойно спать многим людям. Но и за содержание Die Ärzte любили ничуть не больше. В начале 80-х каждый был причастен к политическим делам. Это были времена, которые ознаменовались вспышками антиимпериализма и акциями протеста против Startbahn West (строительный проект франкфуртского аэропорта), Gorleben (атомно-энергетический проект), Pershing II (установка в Германии атомных ракет средней дальности вооружённых сил НАТО) и атомных электростанций. Юмор и самоирония были совершенно не к месту. Ральф Рексин: "Тот, кто в те времена сочинял песни о дежурных по бассейну и плюшевых медвежатах, мог не удивляться тому, что его игнорируют." Бела: "По поводу первой установки Pershing II в Германии мы устроили в нашей квартире вечеринку. Мы хотели отреагировать именно так, это был наш юмор." Как уже было упомянуто, британский музыкальный журнал NME назвал Die Ärzte "немецкой надеждой поп-музыки", немецкий журнал Spex писал в том же духе и чествовал Die Ärzte даже как "спасителей немецкой поп-музыки", что, впрочем, значило меньше, чем похвалы с Британских островов, потому что Spex часто возводил группы в ранг "новых спасителей". Тем не менее, эти лавры были причиной того, что Гёте-Институт задумался о том, чтобы послать Die Ärzte и/или другую группу в качестве немецкого "культурного экспорта" на концерт в Нью-Йорк. (Насчёт другой группы мнения были противоречивыми, дольше всего держался слух о том, что это должны были быть Frau Suurbier.) Но такой шанс вызвал волну зависти. Завистники быстро повставляли группе палок в колёса, убедив руководителей Гёте-Института в том, что Die Ärzte и так всё даром достаётся, так что для концерта группа, занявшая второе место, подойдёт больше. В Гёте-Институте рассудили мудро. В качестве представителей немецкой поп-культуры в Нью-Йорк отправилась группа La Loora. Группу La Loora пригласили на упомянутый концерт "Сила ночи" в качестве звёзд вечера, и Die Ärzte должны были делить с ним комнату за кулисами. Когда они хотели войти, барабанщик группы из восьми человек преградил им дорогу и со словами "Здесь никаких Die Ärzte", захлопнул дверь у них прямо перед носом. Безусловно раздражённые такой выходкой, Die Ärzte позднее узнали, что в Берлине ходил слух, что будто бы они изо всех сил пытались добиться того, чтобы поехать на концерт в Нью-Йорк вместо La Loora, что объясняло недовольство последних. Впрочем, человек, который так решительно закрыл дверь, был никто иной как Уве Хоффман, который через несколько лет должен будет стать успешным продюсером Die Ärzte. В тот вечер он и его группа были готовы продемонстрировать этим "молокососам", какого они о них мнения. Для публики, собравшейся на "Силе ночи" и состоящей преимущественно из студентов, Die Ärzte незадолго до выступления приготовили специальное "представление". Фарин в цилиндре и фраке вышел на сцену, демонстративно опустил микрофон и шумно ударил им себя по животу. Он хотел поприветствовать публику как чревовещатель. Этот шум был сигналом для сидящего за сценой Белы говорить в микрофон - иллюзия был полная. Публика поверила. Ещё бы, ведь это чревовещательское выступление было "настолько таинственным, что самые доброжелательные зрители могли принять это за дадаистическую акцию, а толпа прореагировала единогласным - я цитирую - "Чего??", как вспоминает Фарин. Сначала публика, как это часто бывает на концертах Die Ärzte, не могла ничего понять, но выступление прошло успешно, и группа понравилась публике. Но у Die Ärzte не было времени принять ни свои лавры, ни грозящие побои от La Loora. Они собрали свои инструменты, пронеслись через зал, прыгнули в поджидавшую их машину и поехали в "Quartier Latin". По прибытии туда им пришлось сразу же выйти на сцену рок-конкурса, они начали выступление с того же "грандиозного" номера с чревовещанием и отыграли свою программу. Бела, к сожалению, остался трезвым в тот вечер, но не его лучшие друзья Ноппер, Жаба и Кочерга (Schüri). Неразлучная троица как следует оторвалась на Die Ärzte, обкидывая их пирожными типа "картошка", которые притащил с собой Миха Зурбир. Бигги: "Тогда носили такие ботинки с острыми носами, и я никогда не забуду, как Миха насадил Фарину эту "картошку" прямо на острый кончик. Тот этой фишки абсолютно не просёк." Но всё это было совсем безвредно по сравнению с дождём "картошек", который последовал за этим. Фарин: "Картошка" на грифе гитары означала, что ты просто не можешь играть дальше." Бела: "Мы немного боялись того, что наши "друзья" всё нам испортят." Решение о победе или поражении принадлежало публике. Последовало голосование, во время которого каждый зритель опускал свой входной билет в один из трёх ящиков с именами выступавших групп. Die Ärzte должны были побороться с поп-рок-группой и самба-джаз ансамблем. Хотя знакомые панки немного помогли тем, что собрали валявшиеся на полу билеты и засунули их в соответствующий ящик, Die Ärzte были совсем не уверены в том, что им удастся победить своих соперников. И напрасно. Бела: "Мы определённо не были самой музыкальной группой вечера, но развлекали мы уж точно лучше всех." ![]() Наверх |